16

ПЕКИНСКОЕ ТАКСИ
Peking Taxi

Вспоминая сейчас подробности своего перелета из Москвы в Пекин, не могу не посмеяться над тем, как я от метро “Речной вокзал” добирался на такси до международного аэропорта “Шереметьево-2”. Во-первых, не понимаю, зачем я поехал на такси, да еще от метро, если остановка автобуса №851 (еще недавно №551) находится совсем рядом от моего дома, и ходит этот автобус отнюдь не редко. Ведь еще когда (в начале 80-х годов) я служил в армии недалеко от аэропорта “Шереметьево-1”, мне очень даже удобно было ездить домой в увольнение, или командировку именно на этом автобусе. Но тем не менее - я выбрал наше родное московское такси!

Подъехав к метро, я стал искать скопление легковушек (такси, значит), а их было очень много. Самые разные машины, самых разных цветов с временно прикрепленными “шашечками” на крышах. Водители, собравшиеся в тесный кружок, что-то бурно обсуждают. “Сколько до “Шереметьево-2” - спрашиваю я у одного водителя, который чуть поодаль от своих коллег сидел в автомобиле?! “350 рублей” - отвечает мне молодой, улыбчивый парнишка. И тут на меня нашло какое-то непонятное, явно обострившееся, чувство социальной справедливости. Хочу за 300 вдруг сказал я и пристально-придурковато посмотрел в лицо “таксиста”. Глянув на меня почти также пристально-придурковато, родной московский ряха-“таксист” ответил: “Поехали!” И мы поехали. Поговорили о пробках на дорогах, об улице Смольной, где перекрыли движение транспорта для не имеющих спецпропусков и паспортов жителей, поговорили об отряде лимитных проституток, выстроившихся для лучшей видимости в шеренгу на Ленинградском шоссе около города Химки. А когда подъезжали к Аэропорту, таксист мне откровенно-честно признался - и все-таки придется заплатить 350 рублей, так как видишь - въезд сделали платный! Что же делать такой порядок, теперь у нас - все кормятся! А кормишься сам - дай покормиться и другому. Я улыбнулся, что-то пробурчал о несчастной матушке России, расплатился и вошел в здание Аэропорта. До вылета моего самолета оставалось ровно два часа!

Прилетев в Пекин, где меня в аэропорту “Кэпитол” конечно же, встречали, мы, разумеется, взяли такси. От международного аэропорта “Кэпитол” до одной из центральных улиц около “Юэтань парк” (Храм Луны, Yeutan Beijie) проезд стоит примерно 90 юаней. Это в том случае, если вы не попадете в транспортные пробки (1 доллар США - примерно 8 юаней).

Что же собой представляет пекинское такси?!

Около четверти всех легковых машин на пекинских улицах составляют автомобили-такси. Их сразу же можно узнать по традиционным “шашечкам”. К тому же, почти все такси - красного цвета (впрочем, встречаются и зеленые). Марка - “Ситроен”. Как я уже упомянул выше, таксомоторов так много, что “поймать” машину не составляет никакого труда. Где бы вы не находились на пекинских улицах, в любое время дня и ночи, рядом с Вами непременно проедет такси. Вы голосуете, водитель останавливает машину. Далее Вам нужно (если не говорите на китайском языке) показать на плане Пекина - куда необходимо доехать. Потом спрашиваете: “О’кей?!” Водитель подтверждает кивком головы, включает счетчик и вперед! Можно, впрочем, кроме карты Пекина показать водителю записку, где Ваши китайские друзья заблаговременно напишут на китайском языке маршрут поездки.

При включении счетчика на табло сразу же появляется цифра 10. Это означает, что сама посадка в такси стоит 10 юаней. Очень удобно! Ведь при такой оплате таксист непременно довезет даже до соседнего перекрестка, так как 10 юаней он уже заработал. На стеклах такси имеются цифры 1.20 или 1.60. Это означает, что есть такси дешевле и есть дороже. Выбирайте сами! Когда вы приедете к месту назначения в темное время суток, то водитель непременно включит в салоне свет, чтобы Вам было удобно расплатиться и проверить правильность сдачи. На табло - сумма поездки. И еще, в Пекине порядок - необходимо таксисту пробить чек, а вам, соответственно, взять у него чек.

Также при посадке в такси можно сказать “нихау”, что означает на китайском языке здравствуйте, а при выходе “сесе” - спасибо!

Без всякого сомнения, такси в Пекине - общедоступный, достаточно дешевый вид городского транспорта, и многие пекинцы им пользуются. Относительно недорого и очень удобно!

Поездив в Пекинском такси, невольно приходишь к мысли - в Москве такси вообще нет” Дорого, неудобно, некомфортно. “Бомбят” (то есть подвозят) все подряд! И еще - пекинские таксисты работают честно - кругами по одним и тем же улицам пассажиров не возят. Вот также любопытный факт - водитель отгорожен от пассажирского салона стеклом и решеткой. Это на всякий случай - для безопасности.

Транспортные пробки на улицах китайской столицы возникают не часто, в основном вечером, в час-пик, или около проходящих строительно-дорожных работ. Автору этих строк только один раз “посчастливилось” попасть в такую авто-пробку, и даже покинуть машину, чтобы продолжить движение, как говориться, на своих двоих. Это произошло около пекинского городского зоопарка, где неподалеку возводятся спортивные объекты к олимпийским играм, которые должны пройти в Пекине в 2008 г.

Я поинтересовался у своих китайских друзей - не мешает ли машинам такси и вообще легковому автотранспорту - многочисленные велосипедисты, веломоторикши?! Ответ был кратким - не мешают!

От улицы - Yeutan Beijie до самой большой площади в мире Тянь Ань Мынь (Tian Anmen) - где находится мавзолей Мао Цзэдуна, исторический музей, знаменитый “Запретный Город”, два парка - поездка на такси обойдется Вам примерно в 12 юаней. А от этой же центральной улицы до “летней резиденции императора” (загородный дворцово-парковый комплекс) Ихэюань - около 27 юаней в один конец. На мой взгляд, пекинское такси - одна из достопримечательностей китайской столицы! Дешево, комфортно, честно! Народный транспорт! Вот в нашей Москве бы такое такси!

Мы с Сяоянь любили кататься на такси. Едем, смотрим в окна. Катя все рассказывает, объясняет. Она и в Москве ездила на такси. Катя Сяоянь вообще очень любит Москву, но, к сожалению, она уже получила докторскую степень, а ее декан факультета еще нет, и соответственно, именно ей - Сяоянь, как бы, в Москве делать было нечего. Катя-Сяоянь очень переживала, а я успокаивал её!

Пекин - апрель 2001 г.

ДАЛЕЕ.
ОГЛАВЛЕНИЕ